Jump to content
seidbereit forum
popaduba

2020.03.02 - Rammstein: как музыканты закалялись в ГДР. Статья на dw.com

Recommended Posts

Rammstein: как музыканты закалялись в ГДР
 Тиль Линдеман и его коллеги еще во времена ГДР были активными участниками андеграунда. О том, как зарождалась панк-сцена, сформировавшая стиль Rammstein, в материале DW.

 Ревущие гитары, барабаны, отбивающие пулеметную дробь, ор, рев и стоны вместо пения, - все это грязный и веселый фан-панк (fun-punk) или, как его еще называли поп-панк. В 1992 году немецкая группа First Arsch выпустила альбом под названием "Saddle up" ("Оседлать"). Рихард Круспе (Richard Kruspe) и Пауль Ландерс (Paul Landers) играли на гитарах, Тиль Линдеман (Till Lindemann) - на ударных. Пройдет еще несколько лет, прежде чем этот коллектив перерастет в группу Rammstein, но стиль уже был и тогда узнаваем. Годом начала своей музыкальной карьеры участники Rammstein считают 1994-й.

 

Панк-сцена в ГДР

 Все началось в конце 1970-х годов. "Мы живем в самой скучной стране в мире", - пиcал тогда журналист и писатель Торстен Пройс (Torsten Preuss). На Западе же в конце 70-х - начале 80-х годов произошел панк-бум. Этот бум был одним из самых интенсивных моментов в истории немецкой поп-музыки и молодежной культуры. Панк-субкультура проникла и в ГДР. Скучающая молодежь впитала ее как губка. Панки стали собираться на свои первые встречи.

 Местами их встреч становились заброшенные подвалы, пустующие здания, бары. Они потешались над тем, как агенты "штази" - министерства госбезопасности ГДР - реагировали на их разноцветные волосы, анархические лозунги и браслеты. Играть приходилось при самых разных обстоятельствах: иногда на целую группу был только один микрофон, который передавался из рук в руки. Музыканты лично монтировали усилители из старых радиоприемников. Считалось, что чем дешевле звучит ударная установка, тем больше в ней фан-панка.

 Панки открыто выступали против режима ГДР. Многие концерты проходили нелегально. Агенты "штази" дежурили у дверей и в самих помещениях, где проходили выступления. Власти Восточной Германии считали панков самым опасным молодежным элементом в стране. За сторонниками субкультуры и музыкантами панк-рока велись слежки, их арестовывали и устраивали показательные судебные процессы с назначением реальных тюремных сроков. Например, трое музыкантов панк-группы Namenlos были приговорены к 12 и 18 месяцам тюремного заключения "за публичное оскорбление достоинства государственных органов". Некоторые панк-рок музыканты были вынуждены покинуть страну.

 Молодежь в ГДР могла слушать панк-рок лишь в эфире западных радиостанций, которые властям не удавалось глушить. Гэдээровская Amiga не решалась издавать их альбомы, но музыкальный андеграунд в ГДР становился все более разнообразным. Вот лишь названия некоторых групп: Schleim-Keim, Rosa-Extra, Planlos, Unerwünscht, Die Fanatischen Friseure, Gefahrenzone, Freunde der Italienischen Oper, Müllstation.

 

Цензуры официально не существовало

 Настоящие фанаты презрительно относились к таким официально признанным группам как Puhdys, Karat или City, которым было разрешено играть свой  "причесанный" рок, они даже выезжали на концерты в Западную Германию.

При этом и им приходилось иметь дело с цензурой, которой, по официальной версии, конечно, не было. Они обходили ее с помощью метафор и образов, благодаря которым удавалось избежать запретов отдельных песен и композиций.

Андеграунд оставался в подполье: композиции были часто провокационными, в них рассказывалось о мрачной повседневной жизни в спальных районах городов, о проблемах экологии, слежках тайных агентов "штази", ненависти к нацизму. У верхушки страны были четкие цели - разгромить эту тусовку. Агенты "штази" прибегали к ухищренным методам: внедряли стукачей в окружение панков, одетые в модные джинсовые костюмы отлавливали соотечественников на концертах. И, тем не менее, они не учли одно обстоятельство - долговечность и привлекательность этой захватывающей субкультуры. Для фанатов, артистов и  музыкантов, живущих в запретах, был нужен такой вентиль, через который поступал воздух свободы творчества.

 

Панк-рок перестал быть пугалом для властей

 В середине 1980-х власти ГДР наконец-то осознали, что они больше не могут контролировать, а тем более - остановить то, что выходит из подполья. Был дан приказ - открыть шлюзы: были разрешены концерты, фестивали, по молодежному радиоканалу DT 64 зазвучала совсем другая музыка. Представители андеграунда шли в эфир под лейблом "Другие группы" - "Die anderen Bands".

 Среди них - Feeling B, которая была создана в 1983 году 16-летним клавишником Кристианом Лоренцем (Christian Lorenz) и 18-летним гитаристом Паулем Ландерсом. Feeling B - одна из первых "признанных" групп из этой субкультуры. Тексты ее не очень политичны, речь в них скорей идет о веселом панке, выпивках и вечеринках. Группа выступает против режима ГДР, но делает это без накала страстей. На радио DT 64 звучат и песни First Arsch. Музыканты этих групп часто пересекались на концертах и вечеринках. Они обменивались различными музыкальными инструментами и даже жили вместе в коммунальных квартирах.

 

После падения Стены

 Все изменилось за одну ночь - с 9-го на 10 ноября 1989 года. В эту ночь рухнула Стена, разделявшая два германских государства. Вскрое группа Feeling B распалась. Кристиан Лоренц вспоминает в интервью онлайн-порталу Spiegel: "В годы после падения Стены все вымерло. После слома системы у нас больше не было врага, мы остались без ориентира. Мы осознали, что если и дальше будем играть в нашем стиле, похожем на стиль Die Ärzte, Abstürzende Brieftauben, то мы никому не будем интересны".

Как раз в это время Тиль Линдеман со своим проектом "Tempelprayers" одержал победу в конкурсе среди рок-групп. В составе группы Линдемана - ударник Кристоф Шнайдер (Christoph Schneider) и гитарист Рихард Круспе (Richard Kruspe). Они пригласили в свою команду музыкантов из бывшей Feeling B и задумались над тем, как бы устроить скандал и произвести настоящий фурор. На горизонте уже появилась Rammstein.

 

Rammstein: какого скандала ждать?

 В 1995 году выходит первый альбом группы под названием "Herzeleid". Он произвел эффект взорвавшейся бомбы. Уже само имя группы Rammstein ассоциируется с названием базы ВВС США в городе Рамштайн (тогда - в Западной Германии, еще отделенной границей от Восточной), где в 1988 году во время авиашоу  столкнулись самолеты, один из которых рухнул на зрителей.  70 человек погибли. Провокационной стала строка в песне Линдемана "Rammstein - ein Mensch brennt" - "Раммштайн - человек горит". В песне "Heirate mich" хор поет: "Хай! Хай! Хай!", а многим слышится нацистское приветствие.

 

Огонь, смерть, насилие, секс, некрофилия, извращение, - все эти понятия стали неотъемлемой частью текстов Линдемана. Он сам играет на сцене в роли растлителя детей, убийцы, психопата. Все это в сочетании с воинственным образом группы и голосом самого Линдемана, благодаря которому немецкий язык звучит еще более "немецким", чем он есть на самом деле. За Rammstein тут же закрепляется имидж рок-группы с праворадикальным уклоном. Снова и снова группа пытается дистанцироваться от этого имиджа, оставляя своих фанатов праворадикального толка, стремящихся на их концерты, без какой-либо поддержки.

Тексты Rammstein всегда оставляют пространство для интерпретации. Музыканты из восточногерманской подпольной тусовки очень быстро этому научились. "Если вы посмотрите на тексты песен рок-групп бывшей ГДР, то увидите, насколько хороши некоторые из них, когда раскрывают ту или иную тему лирическими средствами. Наше прошлое очень тесно связано с нами", - подчеркнул Кристоф Шнайдер в интервью журналу Stern в 2001 году.

Вот уже 25 лет как музыканты Rammstein гастролируют по миру, оставаясь верными себе и своему творчеству. Они не перестают провоцировать. В видеоклипе на песню "Deutschland" они показали нарезку из узнаваемых каждым событий немецкой истории, отобрав наиболее брутальные. Сцена, спровоцировавшая скандал, выглядела так: нацисты в концлагере убивают переодетых в узников-евреев участников группы, а потом узники мстят нацистам. Такое обращение с памятью о жертвах национал-социализма возмутило критиков.

Последний скандал связан с порноклипом солиста Rammstein. Порнографический клип на песню "Till the End", снятый для его нового проекта под красноречивым названием "Na Chui" и выложенный на одном из порносайтов, многие поклонники солиста Rammstein восприняли критически.

(орфография сохранена)

 

Источник: https://www.dw.com/ru/rammstein-как-музыканты-закалялись-в-гдр/a-52361726

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...