Мы взяли интервью у одного из самых значимых людей в сообществе поклонников группы Rammstein.
Мы готовились к этому интервью достаточно долго по ряду причин: вопросов, которые мы хотели задать, было слишком много, и мы балансировали между личными интересами и интересным контентом для фанатов, не могли подобрать удобное для обеих сторон время, а также подобрать подходящий момент для выпуска полной версии интервью. Однако мы это сделали и спешим представить его вам.
Пару слов о госте. Данный человек является очень знаковой персоной для сообщества Rammstein: образцовый фанат, завсегдатай форумов, посвящённых немецкому коллективу, проводник интереснейшей информации о группе, один из тех, кто стоял у истоков RammWiki (лучшего сайта о Rammstein по количеству достоверной и исчерпывающей информации). Всё это про @Rasputin93.
Мы выражаем большую благодарность Rasputin93 за то, что согласился поучаствовать в интервью и уделил нам время, дав исчерпывающие ответы на наши вопросы. Оригинальная английская версия интервью также приложена к посту для англоговорящих посетителей форума, поэтому каждый сможет узнать ответы на давно интересующие вопросы.
Как именно ты начал слушать Rammstein? Что тебя привлекло?
Я открыл для себя группу во время своего первого отпуска на море, в возрасте 13 лет. Кто-то принёс мне последний (на тот момент) альбом Rosenrot, и его меланхолия отразила мои чувства, когда я смотрел на море. Вернувшись домой, я просмотрел их дискографию и полюбил тексты и общий тон музыки. В то время я отвергал любую лирику, где упоминался секс, и вскоре удалил эти песни. Но я вернулся к ним после того, как я повзрослел и стал больше понимать о сексуальности, в то время я увидел сингл Pussy во время шоппинга на последнем на тот момент сэмплере Bravo. До этого момента я не был активным фанатом и поэтому не обратил внимание на новость о их тогдашнем возвращении. Пару месяцев спустя я зарегистрировался на крупнейшем немецкоязычном фан-форуме Rammstein Austria. Мне как новичку было трудновато разобраться в ссылках, а мой информационный голод был большим.
Как был создан RammWiki? Кто такой SuperE10?
SuperE10 хоть и начал свою активность на 5 лет раньше меня, но предложил мне идею просто создать собственный вики-сайт, посвящённый группе. Это было сделано после некоторых комментариев о том, что в оригинальной статье на Википедии упущены некоторые детали, есть ошибки и т. д., редактирование страницы там было хорошей идеей, но случались проблемы. Например, я хорошо помню, как одобрение на изменение изображения Тилля в статье о Rammstein не смогло пройти из-за правил Википедии об авторских правах на фотографии. Вся эта политика и тот факт, что одной статьи на Википедии недостаточно для получения всей информации о Rammstein, послужили толчком к созданию собственной Rammstein Wiki, просто названной RammWiki, которую создал SuperE10. Немного его собственных воспоминаний о том времени написано здесь.
Ты большой поклонник демо-материалов группы, коллекционер, что именно тебя привлекает в их сыром, незаконченном материале? С чего началось твоё коллекционирование такого контента?
Поскольку я люблю творчество Rammstein, я был сильно заинтересован в том, как именно всё это создавалось. В то время Rammstein Austria вводили строгие правила в отношении обмена записями концертов, поскольку за год до этого многие фан-страницы были удалены с подачи Эмануэля Фиалика, тогдашнего менеджера Rammstein. Всё началось после утечки песни Liebe ist für alle da вместе с парой новых промо-фотографий, и Rammstein Austria не хотели быть мишенью для такого. Как-то раз я заглянул на форум, и пользователь под ником RammFREAK написал, что нашёл какую-то запись, тему с которой быстро удалили. Поэтому я связался с ним напрямую и спросил, о чём же он говорил. Вскоре мы связались через ICQ, где он поделился со мной файлом, который назывался "Biest", и я открыл для себя мир концертных бутлегов. Я начал собирать аудиозаписи с rockclan.ucoz.ru, myzuka.ru и rutracker.org, поглощал их как маньяк, прослушивая их все, по одной в день в хронологическом порядке. Это позволило мне почувствовать, что я наблюдаю за эволюцией группы по некоторым признакам, а также понять изменения живого исполнения песен. Большинство случайных фанатов могут не заметить, что Rammstein не часто меняют свой коцертный сет-лист, а то и вовсе этого не делают, поэтому небольшие изменения в исполнениях или неудачи выделяются ещё больше! Наткнувшись на такое, у меня появляется желание понять, в чём может быть причина каких-либо неудач и это ещё больше подогревает мой интерес, а также делает Rammstein в некотором смысле более доступными для людей, т.к. всегда казалось, что они являются чистым совершенством. Мы с RammFREAK очень часто разговаривали по этому поводу, и между нами завязалась долгая дружба, которая даже привела к созданию собственной группы Beating Signal, у которой было более 20 живых выступлений, записанных от начала до конца и выложенных на YouTube в полном объёме - это было сделано по нашей собственной инициативе, чтобы показать пример другим группам.
Как вы находите информацию о демо-версиях и другом подобном контенте, какие методы для этого используются?
Честно говоря, в большинстве своём - это удача, чем что-то другое, а также быстрота и решительность в контактах с совершенно незнакомыми людьми. Найти кассету с полной песней Jeder lacht было чистой удачей.
В 2018 году у Rammstein была открыта официальная группа в Facebook, и учитывая всю активность и количество людей, у меня была возможность спросить, был ли кто-нибудь на концертах в 1994-1995 годах. Тогда один человек связался со мной и сказал, что знает кого-то, кто мог бы помочь мне в моих дальнейших поисках ранних концертных дат. Оказалось, что этот человек работал на радиостанции и получил демо-кассету, чтобы проигрывать песни из неë в рекламных паузах между шоу в эфире. Объяснив, что у меня за хобби и немного поговорив, мы в конце концов встретились в Берлине, я должен был убедиться, что всё это действительно реально и я не попался на удочку мошенников.
Тахелес также стал большим открытием. На голландской аукционной площадке Marktplaats кто-то продавал Hi8-кассету с довольно скудными сведениями о её содержании. Запрашиваемая продавцом цена была астрономически высокой, поэтому я связался с ним, чтобы получить максимум информации, которой в данном случае мог стать хотя бы полный сет-лист. Его незнание песен было большим препятствием, особенно если учесть, что Rammstein играли демо-версии в тот период. Я получил аудио, чтобы предоставить сет-лист, с которым он мог бы связаться с руководством Rammstein, поскольку я рекомендовал ему это сделать. Я уверен, что они хотели бы использовать некоторые отрывки для своего большого документального фильма, над которым они работают как минимум с 2018 года. Насколько я знаю, они получили от него эти кадры вопреки всему.
Ещё одним "глухарём" была так называемая 9-трековая кассета Herzeleid со студийной версией Feuerräder. Впервые о ней стало известно в одном из журналов в 2011 году [имеется в виду журнал BreakOut - прим. пер.], и тогда я связался с автором статьи, но затея не увенчалась успехом. В то же время на eBay появился бутлег якобы с этой записью, кто-то наживался на коллекционерах, которые покупали всё подряд, не проверяя и никак не проигрывая носитель, что, на мой взгляд, совершенно бесполезно. Прошло 10 лет, и я снова обращаюсь к автору и предлагаю деньги. Кто бы мог подумать, что он вдруг ответит мне, верно? Убедившись, что это стоит того, я проехал пару часов, чтобы ещё раз убедиться, что мне не досталось что-то, что владелец мог перепутать.
Ещё одним большим открытием стало получение демо-версии Stirb nicht vor mir в хорошем качестве: в середине 2021 года турецкий фанат зашёл на Discord-сервер Rammstein+ и неожиданно сообщил, что у него есть качественная демо-версия и даже поделился именем немца, у которого он её получил. Мне повезло, что я активно читал канал, на котором это было написано, т.к. комментарий был удалён сотрудниками Discord по соображениям конфиденциальности. Мы быстро нашли этого человека, и я с ним связался. Ещё раз объяснив своё хобби и показав, что мы собирали в предыдущие годы, я легко вышел на разговор. Большим сюрпризом стало не само демо Stirb nicht vor mir, а остальные семь треков, которые прилагались к нему. Две кавер-демки с Тиллем, ранняя версия Seid bereit (совершенно не похожая на бета-версию Wiener Blut) и четыре инструментальные демо-записи. Это было совсем не то, чего я ожидал, и, я бы сказал, коммьюнити определённо стоило это ожидать с 2009 года.
Как RammWiki находит людей, которые упоминаются в сноске "reported by attendee"?
Если ты имеешь в виду заметки, которые мы размещаем на наших страницах с шоу, то обычно это происходит по счастливой случайности. Примерами являются:
Местные газеты, которые публикуют в социальных сетях информацию о концертах Rammstein поблизости от них, а другие люди пишут, что видели группу в прошлом, что обычно побуждает нас спросить, помнят ли они какие-либо песни или (поскольку Rammstein довольно визуальная группа) трюки.
Пользователи на других форумах, рассказывающие о Rammstein и своих воспоминаниях.
Люди, написавшие нам на электронную почту. Когда они искали в Google информацию о концерте, на который они ходили, то определённо нашли страницу RammWiki о нём.
Комментарии и пометки на setlist.fm от людей, которые добавляют песни в старые сет-листы с концертов.
Немного абстрактный вопрос: что ты думаешь о состоянии коммьюнити фанатов Rammstein на данный момент?
Я не думаю, что могу комментировать это, поскольку фанаты группы есть по всему миру, и разные платформы привлекают разных людей. Однако я могу отметить, что обвинения в адрес участников Rammstein в 2023 году ухудшили состояние немецкоязычного сообщества, как мне кажется, в ещё более худшую сторону. Всё больше и больше "правых" идиотов заново открыли для себя группу после того, как крупные СМИ получили выговор за свои неправдивые и предвзятые сообщения, поскольку это подтверждает их общее мнение о том, что "СМИ лгут народу" и выставляют сообщество фанатов в плохом свете для посторонних. Rammstein потребовалось достаточно много времени, чтобы справиться с ярлыком "правых" в глазах широкой общественности, а теперь он начинает приклеиваться к их фанатам. Некоторые фанаты это только усугубляют, когда используют символику орла в социальных сетях или на неофициальном мерче.
Ты посетил много концертов группы, какой из них является твоим самым любимым? Какой концерт в целом ты можешь назвать лучшим у группы?
Моим любимым, безусловно, всегда будет оставаться репетиция для фан-клуба перед туром Made in Germany 2013 года. Тилль удивил остальных участников группы своими светлыми волосами и розовым нарядом, когда спустился во время вступления Ich tu dir weh. Он обесцветил волосы за неделю до этого, но во время репетиций с группой всегда носил шапку. Так что остальные участники группы увидели это впервые вместе с фанатами, и это выглядело просто потрясающе. Я был в полном восторге, потому что наряд был великолепен. Он выглядел величественно со стороны первого ряда, Тилль спускался по-королевски. Но внешний вид не имеет значения, когда есть ощущение того, что ты не знаешь, что будет происходить дальше - это то, что мне нравится больше всего. За исключением репетиции 2016 года, я ходил на каждый первый концерт для членов фан-клуба, чтобы повторить этот опыт, хотя, будучи активным участником сообщества, с 2022 года мне всё труднее было избегать спойлеров из-за открытых площадок.
Лет 10 назад на старых форумах (RA-Forum, RammClan) пользователь @MehrR говорил о мастер-плёнке с концертом во Фрайвальде 1995 года, знаешь ли ты что-нибудь об этом?
Несмотря на то, что MehrR мой друг, я знаю о ней ровно столько, сколько знает и остальное коммьюнити. Любые просьбы о том, чтобы мы или он оцифровали её, были отклонены.
Веришь ли ты в существование аудиозаписи из Японии 2005 года? Или это очередная мистификация, вброшенная трейдером @retwas, из которой фанаты сделали культ?
Это возможно, но я не совсем понимаю, что особенного в сет-листе этого концерта. Конечно, я бы хотел когда-нибудь послушать его сам и, возможно, обнаружить некоторые отличия от других концертов того тура. retwas по-прежнему утверждает, что Loft 1995 существует, а мне он просто прислал фальшивые фрагменты. Только он сам знает правду, и печально, что его плохая репутация предшествовала этому действию от него. Но, опять же, это неудивительно, когда многие люди, занимающиеся трейдингом записей с шоу, могут даже не слушать и не смотреть их.
Вот что я действительно хотел бы увидеть, так это полную запись Messer Tour 2018 [имеется в виду запись концерта Lindemann - прим. пер.].
Есть ли какие-либо концертные записи, которые неизвестны широким массам, а только лишь узкому кругу людей?
Не знаю. Мне кажется, некоторые из них потерялись, когда закрылся RammClan. Я помню аудиозапись от 14 декабря 2009 года в Гамбурге, это была длинная не разбитая по трекам запись от начала сета разогревающей группы Combichrist до момента ухода публики после Outro, им был ремикс Девина Таунсенда на Rammlied - на тот момент ещё невышедший.
И последний вопрос, что команда RammWiki и ты в частности думаете о текущей деятельности SeidBereit? Будете ли вы следить за форумом и его развитием?
Я рад, что вы приложили некоторые усилия к исследованию происхождения живых записей, поскольку это именно то, что нужно миру, надёжные источники для людей, которые упустили возможности или просто события. И, конечно, сохранение медиа в полном объёме. Нет ничего более душераздирающего, чем потерянные медиа, но, опять же, иногда это потеряно только с точки зрения постороннего, и нужно быть терпеливым. Возможно, это недостаток - быть рождённым слишком рано, чтобы лично увидеть раннюю эру Rammstein, но я всё ещё на подхвате, чтобы наблюдать за их будущим и любыми другими открытиями для сообщества. Надеюсь, как можно дольше.
English Version